Субмодальности – тонкие различия внутри способов представления и восприятия мира.
Модальности – это способы восприятия мира. Мы можем видеть (В – визуальная модальность), слышать (А – аудиальная модальность) и чувствовать (К – кинестетическая модальность).
Субмодальности – это различия внутри модальности, различия внутри способов восприятия окружающего мира. Например, картинка (В-модальность) может быть цветная или чёрно-бела, тёмнее или светлее, располагаться во внутреннем представлении в различных местах и на различном расстоянии (вверху, внизу, справа или слева). Звук (А-модальность) может быть стерео или моно, громче или тише, глуше или звонче. Ощущения (К-модальность) могут обладать различной интенсивностью, располагаться в различных местах, двигаться или стоять.
Главный вопрос, который решает НЛП: «Как я знаю, что я знаю?»
Откуда мы знаем, что эта вещь наша, узнаем свое отражение в зеркале? Как мы узнаём во что верим, а в чём сомневаемся? Многие скажет что просто знают ЭТО, но откуда берется это знание, на чем оно основано? Есть некий внутренний механизм, позволяющий производить такие решения «налету». Приведем простой пример. Представьте себе толпу людей, а теперь себя внутри толпы. Как вы себя видите или чувствуете? Как Вы себя обозначаете? Толпа размыта, а вы четкий, сфокусированный объект внутри картинки. Или, может быть Вы объемный, а все вокруг плоское? У каждого свой способ выделить себя из толпы.
Или другой классический пример из НЛП. Как узнать свою вещь из множества других, ей подобных? Тут опять же кто то скажет:
- Я помню куда положил ее и как она выглядит.
Но мы же не анализируем все ее параметры (цвет, вес, форму, запах, фактуру) каждый раз, это в основном происходит автоматически. Многие скажут:
- Моя вещь более яркая.
- От неё исходит какое то свечение, тепло.
И все будут по своему правы. Для каждого мозг по разному определяет качества одной и той же вещи, или отношения к событию. Человеческий мозг кодирует свое отношение к чему бы то ни было в определенных категориях: холодное — гарячее, светло — темно, громко — тихо, прав — неправ, нравиться — не нравиться, верю — не верю и т. д.
Для кодировки этого отношения мозг и использует субмодальности.
Яркий тому пример — просмотр телепередачи. Вы можете настроить звук, яркость, контрастность, насыщенность, цветность. Но содержания это не поменяет, поменяются только ваши субъективные ощущения. Если разобрать пример более детально то мы выясним что громкость, тембр, стерео — моно — это аудиальные субмодальности. Яркость, цветность, насыщенность, цветное или черно-белое — это визуальные субмодальности. Существуют также кинестетические субмодальности. Это размер, интенсивность,вибрация, положение в пространстве, в общем все что можно ощутить , плюс местоположение.
Субмодальности отвечают только за способ предоставления информации, но ни коим образом не влияют на саму информацию.
Мозг имеет свой набор «регуляторов», которые отвечают за наше отношение к чему либо. Верим мы или нет, нравиться — не нравиться, горячо — холодно, любим — не любим. Любое наше отношение к предмету, человеку, событию или явлению кодируется мозгом с помощью субмодальностей. Вот когда вы видите какого-то человека, и вам надо узнать свое отношение к нему, вы ж не анализируете все его поступки, или действия. Не вспоминаете последние несколько событий, связанных с ним. Вы просто знаете нравиться он вам или нет, злой он или добрый. Или, быть может, вы его любите. Все это отношение к нему закодировано мозгом с помощью субмодальностей. Вот как вы узнаете кого-то в толпе? Видите знакомого в фокусе, более четким чем остальные, он сразу бросается в глаза? Или просто выделяется на фоне плоской серой массы? Яркость, контрастность, фокус, даже запах, цвет, объем — все это субмодальности, которые использует наш мозг для определения свой — чужой, знакомый или нет. Мы применяем все их неосознанно, даже не задумываясь о их роли. А это инструмент тонкой настройки нашего отношения или суждения, ощущения или восприятия.
Мы можем использовать этот инструмент настройки субмодальностей.
Итак, управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. Тоесть мы можем поменять свое отношение к чему бы то ни было или к кому угодно. Поменять свое отрицательное отношение на положительное, создавать и разрушать убеждения, убирать или создавать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости) и многое другое. Внимание человека тоже управляется субмодальностями. Зная это можно делать с вниманием все что угодно. Наше восприятие тоже всецело зависит от субмодальностей. И когда мы меняем отношение к текущей ситуации то можем добиться просто поразительных вещей. Замечать то что не видят или пропускают другие, убирать раздражающие факторы, настроиться на свой внутренний мир или наоборот, воспринимать только его внешнюю часть. Также субмодальности управляют нашими эмоциями и состояниями. Зная механизм управления можно вызвать у себя любое состояние. Опьянеть без алкоголя и похмелья, не спать несколько суток и не чувствовать усталости, вызвать прилив «творческой энергии».
Дискретные и аналоговые субмодальности.
Субмодальности бывают двух разных типов: те, которые меняются плавно (громкость, яркость, местоположение) и те, которые бывают только в двух состояниях (тепло — холодно, объемное — плоское,). Тренируя первые, аналоговые, нужно добиться как можно большего диапазона регулирования. При тренировке вторых, дискретных субмодальностей, важной является скорость вашего переключения.
Вопросы для определения субмодальности
Визуальные
Положение | Где находится картинка? |
Расстояние | Как близко (далеко) от вас находится образ? |
Цветной – ч/б | Это цветное или черно-белое? |
Цвета. | Какие цвета в этом образе? |
Яркость | Эта картинка скорее яркая или темная? |
Фокус | Этот образ резкий или он размыт? |
Детальность | Насколько детализирован этот образ? |
Фон | Есть ли фон? |
Форма | Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная? |
Ассоциация-диссоциация | Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами? |
Панорамность | Вы находитесь внутри образа? |
Граница | Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? |
Движение | Это кино или слайд (фотография)? |
Пропорции | Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше? |
Размерность | Это плоское или объемное? |
Кинестетические
Качество | Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение… |
Интенсивность | Насколько сильно это ощущение? |
Положение | Где находится это ощущение? |
Движение | Это ощущение двигается или статично? |
Направление | Откуда это движение стартует? |
Скорость | Ощущение перемещается быстро или медленно? |
Размер | Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)? |
Аудиальные
Положение | Вы слышите это изнутри или снаружи? |
Высота | Какова высота звука? |
Громкость | Какова громкость этого? |
Моно/стерео | Звук объемный? |
Монотонность | Это монотонный звук или скорее мелодия? |
Темп | Это быстро или медленно? |
Ритм | Есть ли в этом звуке ритм? |
Длительность | Это непрерывное или прерывистое? |
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий